Мичуринский государственный педагогический институт
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Главная>Структура института>Кафедра>Кафедра педагогической лингвистики
Карта сайта|Контакты|Телефонный справочник|Сделать стартовой|Добавить в избранное
Главная
Новости
Об Институте
Структура института
Студентам
Абитуриентам
Наука
Интернет-приёмная
Уровневое образование
Антитеррор
АИСТ
Компании ПлюсГарантия
<
>
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
Логин    
Пароль    
Кафедра педагогической лингвистики



Кафедра педагогической лингвистики была основана в феврале 1994 года на факультете начальных классов. С момента основания кафедру возглавляет доктор филологических наук, профессор Е.В. Алтабаева. Основными направлениями учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и организационно-методической деятельности кафедры являются:

осуществление методического обеспечения учебного процесса ориентированного на нужды современной общеобразовательной школы;

совершенствование воспитательной работы по повышению значимости лингвистических и лингвометодических дисциплин в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов;

организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов; введение в учебный процесс новых методов межсессионного контроля качества знаний студентов;

увеличение доли собственных дипломированных специалистов на кафедре (программа «Кадры»).

Место и значимость кафедры в педагогической системе области определяется разработкой и внедрением новых методических технологий по обучению русскому и иностранным языкам, которые находят отражение в научно-издательской деятельности сотрудников кафедры. Кафедральный фонд постоянно пополняется за счёт новых научных и методических трудов сотрудников кафедры.

На кафедре педагогической лингвистики действуют следующие подразделения:

научно-методическое объединение по современному русскому языку (руководитель – доктор филологических наук, профессор Е.В. Алтабаева);

методическое объединение по методике преподавания русского языка (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Л.Ю. Шишкина); 

методическое объединение по иностранным языкам (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Гритчина).

Объединения ведут работу по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, по повышению уровня квалификации преподавательских кадров, осуществляют связь с городскими и районными образовательными учреждениями, с вузами России и стран СНГ.

В коллектив кафедры входят 26 специалистов, в том числе 6 кандидатов филологических наук (Баранова Н.А., Конькова О.С., Руделева О.А., Рыжков И.А., Швецова В.М., Федотов А.Н.), 4 кандидата педагогических наук (Гритчина Н.В., Гончарова Н.А., Юрьева М.В., Шишкина Л.Ю.), 6 докторов филологических наук (Алтабаева Е.В., Болдырев Н.Н., Егорова Л.Ф., Лекант П.А., Пискунова С.В., Шарандин А.Л.).

Комплексная тема кафедры – «Многоаспектный подход к описанию и изучению языковых единиц и категорий» (руководитель – д. филол. н. проф. Е.В. Алтабаева).

Методологической основой деятельности в русле данной темы являются: 1) структурно-семантическое направление современного языкознания (Московская лингвистическая школа); 2) функционально-семантическое направление (Санкт-Петербургская лингвистическая школа); 3) когнитивно-дискурсивное направление  в лингвистике (Тамбовская лингвистическая школа). На сочетании основополагающих принципов этих научных школ основывается концепция многоаспектного подхода к описанию и изучению языковых единиц и категорий, разрабатываемая членами научного коллектива кафедры.

Необходимость проведения НИР по данной теме обусловлена потребностью в совершенствовании методологии исследования различных явлений: концептосферы языка и художественного текста, категорий естественного языка; а также отсутствием современных моделей обучения различным аспектам русского и иностранного языков и востребованностью многоаспектного осмысления основных положений альтернативных программ обучения для начальной школы.

Актуальность темы исследования определяется недостаточной разработанностью научных положений о концептуальной природе основополагающих языковых категорий (модальности, темпоральности, персональности и др.)

Целью исследования является изучение условий функционирования языковых единиц в категориальном пространстве языка и художественном тексте; разработка рациональной технологии обучения различным аспектам русского и иностранного языков на основе функционально-коммуникативного подхода к изучаемым проблемам.

В качестве объекта исследования выступают языковые единицы и категории с позиции многоаспектного подхода в научной теории, вузовской и школьной практике.

Предмет исследования – природа, статус, специфика основных языковых категорий в контексте многоаспектного подхода; механизм функционирования языковых единиц и категорий в тексте с общенаучных и лингводидактических позиций; принципы и организация обучения иноязычному произношению в вузе; методические особенности становления умений и навыков младших школьников.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1)    осуществлять многоаспектный подход к изучению языковых категорий;

2)    уточнить известные и выявить новые стороны функционирования единиц и категорий языка в свете когнитивно-дискурсивного, антропоцентрического, социолингвистического, этнолингвокультурологического подходов;

3)    продолжить изучение концептосферы русского языкового сознания;

4)    рассмотреть особенности фундаментальных концептов русского языка;

5)    использовать идеи когнитивной лингвистики в процессе обучения русскому и иностранному языкам;

6)    совершенствовать процесс обучения на основе принципов дидактики, направленных на развитие познавательных интересов и научных компетенций современных школьников и студентов, в том числе в области активной грамматики, иноязычной фонетики и современной методики.

Проводимая работа позволяет говорить о следующих результатах НИР.

Осуществлены исследования в области методологии когнитивно-дискурсивных изысканий; рассмотрены аспекты взаимодействия языковых категорий в лингвокультурологическом контексте; определены основания исследования процессов межконцептуального взаимодействия

Продолжена разработка категории оптативности с позиций взаимодействия таких парадигм, как этнолингвографическая, лингвокультурологическая, функционально-семантическая, структурно-семантическая. Специальному исследованию были подвергнуты лингвофилософские основания концепта «желание». Разрабатывались основные направления анализа фундаментальных концептов национального языкового сознания (время, пространство, желание, человек, любовь).

Проведенные теоретические и эмпирические исследования внесли определенный вклад в лингвистическую теорию, поскольку обосновывают необходимость новых подходов к исследованию языковых единиц и категорий. Доказана актуальность и значимость многоаспектного подхода к изучению категорий естественного языка, установлена целесообразность проведения концептуального анализа функционирования языковых единиц на оригинальном текстовом материале.

Новизна полученных результатов заключается в подтверждении необходимости многоаспектного подхода к изучению языковых единиц и категорий русского языка, функционально-коммуникативного подхода к обучению русскому и иностранным языкам. К наиболее эффективным научным разработкам кафедры относятся следующие: впервые осуществлены исследования в области методологии когнитивно-дискурсивных изысканий; рассмотрены аспекты взаимодействия языковых категорий в лингвокультурологическом контексте; определены основания исследования процессов межконцептуального взаимодействия; категория оптативности рассмотрена с позиций взаимодействия психолингвистической, социолингвистической, когнитивно-дискурсивной, лингвокультурологической, функционально-семантической, структурно-семантической парадигм; исследованы лингвофилософские основания концепта «желание»; впервые разработана методология исследования языковых категорий в когнитивно-дискурсивном аспекте с учетом их концептуальной природы (д. филол. н. проф. Е.В Алтабаева).
Развернута работа лингвистической лаборатории международного Замятинского центра ТГУ им. Г.Р. Державина по исследованию концептосферы языка Е.И. Замятина (руководитель Е.В. Алтабаева).

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую деятельность, результаты которой находят отражение в статьях и тезисах, учебных пособиях, монографиях. В частности, за последние годы изданы монографии Е.В. Алтабаевой (2007 г.), Н.А. Гончаровой (2007 г.), М.В. Юрьевой (2008 г.).

Профессор Е.В. Алтабаева в 2006 г. получила грант Управления образования области за учебно-методический комплекс к элективному курсу «Культура устной и письменной речи» (программа, методические рекомендации, учебное пособие).

Профессор Е.В. Алтабаева является одним из авторов учебника «Современный русский язык» (2008 г.), вышедшего в издательстве «Высшая школа», гриф Министерства образования.

Силами коллектива кафедры на базе института организуются и проводятся представительные региональные, всероссийские и международные научные и научно-практические конференции с участием ведущих отечественных ученых, вызывающие широкий резонанс в России и за рубежом: Региональная научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в изучении и преподавании русского языка» (11-12 октября 2005 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе и вузе» (21-22 мая 2007 г.), Международная научная конференция «Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике XXI века» (27-28 ноября 2007 г.), Международная научная конференция «Русистика XXI века: традиции и тенденции» (20-22 ноября 2008 г.). По итогам работы конференций публикуются сборники научных статей, в которых освещается широкий круг проблем современной лингвистики и методики преподавания русского и иностранных языков.




• Кафедра
 • О Кафедре
 • История
 • Специальности
 • Учебный план
 • Преподаватели
 • Контакты

  Фотогалерея

 
Напишите нам  © ООО "А-Софт"