Кафедра как подразделение Мичуринского учительского института была организована в августе 1939 г. с момента открытия учебного заведения. В разные годы кафедрой заведовали: Миттов Н.К., Шульц М.П., Чекунов И.В., Жуков В.А., Бобылева Л.Д., Невзорова Т.В. Сегодня кафедру возглавляет кандидат психологических наук, доцент Корепанова Е.В. В состав кафедры входит 14 преподавателей, из которых 2 доктора педагогических наук, профессора (Вейт М.А., Старов М.И.); доктор психологических наук, профессор Коваль Н.А.; кандидаты педагогических наук, доценты Бобылева Л.Д., Тюняева Т.В., Ашихмина Г.А., Логунова Е.П.; кандидат психологических наук, доцент Корепанова Е.В.; кандидаты педагогических наук Судакова М.В., Сапрунова Н.В., старший преподаватель Обносова Е.П., преподаватели Данилова М.В., Невзорова М.С., Хващевская Е.Е.
Академическая деятельность кафедры в настоящее время является многоплановой. Она включает следующие направления:
- работа над темой: «Личностно-ориентированная профессиональная подготовка педагога на основе компетентностного подхода». Результаты научной и научно-методической деятельности отражены в публикациях преподавателей кафедры в сборниках научных трудов: «Система непрерывного педагогического образования: региональный аспект», «Психолого-педагогические основы взаимодействия в системе «педагог-воспитанник»; монографии «Организация жизнедеятельности ученического коллектива сельской школы»; учебно-методическом пособии «Компетентностный подход в системе непрерывного педагогического образования»;
- проведение кандидатских и докторских исследований (Невзорова М.С., Хващевская Е.Е., Корепанова Е.В.);
- сотрудничество с диссертационными советами и ведущими учреждениями образования регионального и федерального уровня;
- стажировка преподавателей при профильных кафедрах ведущих вузов страны;
- участие в работе международных и всероссийских конференций, посвященных актуальным проблемам педагогики и психологии.
Учебная деятельность предполагает подготовку специалистов по дисциплинам общепрофессионального блока. На сегодняшний день организация и проведение лекционных и практических занятий по блоку психолого-педагогических дисциплин основана на использовании различных инновационных технологий и форм организации обучения: проблемно-проектной, конструкторско-технологической, тренинговой, компетентностной. Наряду с этим совершенствуются формы мониторинга учебных достижений студентов (тестовый контроль на основе разработанных АПИМов, интернет-экзамены). Кафедра активно внедряет в процесс обучения информационные и коммуникационные технологии, в частности, автоматизированные обучающие программы.
Методическая деятельность кафедры осуществляется в следующих направлениях:
- участие в разработке организационной системы проблемно-проектного обучения и воспитания с обучающимися (заказ образовательно-воспитательных учреждений региона);
- совершенствование и реализация программы системы непрерывного образования в Тамбовской области; научное сопровождение сельских школ, учреждений дополнительного образования;
- функционирование консалтингового центра для психологов школ города и районов;
- участие в работе методических объединений заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования;
- разработка инновационных педагогических технологий организации отдыха детей;
- участие в организации и проведении конференций психолого-педагогического направления в учреждениях профессионального образования Тамбовской области.
Воспитательная работа со студентами отражает специфику кафедры. Она представлена работой в качестве кураторов студенческих групп; внеучебной деятельностью по профильным дисциплинам (в рамках предметной Недели педагогики и психологии); проведении сбора-семинара, посвященного проблемам организации и проведения летнего отдыха детей. В процессе реализации кураторства создана модель системы оптимального сочетания прямого административного, опосредованного методического, педагогического управления и молодежного студенческого самоуправления.
Профориентационная деятельность кафедры является неотъемлемой частью работы кафедры. Стратегии профориентационной работы представлены психолого-педагогической диагностикой и консультированием личностной направленности учащихся, взаимодействием с руководством и общественностью школ города и региона, организацией мероприятий по знакомству с жизнедеятельностью вуза (Дни открытых дверей, встречи с ведущими преподавателями, экскурсии в школы, видеоролики).